Dnipro University of Technology — Compliance with the Time
 

На основании всех этих исследований и открытий Фарадей пришел к важному выводу. В то время были известны следующие виды электричества: вольтово, получаемое при помощи гальванических элементов; электростатическое, или обыкновенное, получаемое путем трения, магнитоэлектричество, найденное Фарадеем; термоэлектричество, получаемое нагреванием спая разнородных металлов; электричество, имеющееся в природе в живых организмах. Сравнивая эти виды электричества, Фарадей показал, что все они дают физиологический эффект, отклоняют магнитную стрелку, намагничивают стальную спицу, нагревают металл при пропускании по нему тока, оказывают химическое действие. Исследователь приходит к фундаментальному выводу о том, что все разнообразные виды электричества «по существу однородны и различаются лишь по степени и в этом отношении варьируют в зависимости от изменяющихся условий количества и интенсивности, которые могут быть по желанию изменены почти для каждого вида электричества в той же степени, как мы это наблюдаем между различными видами».

Таким образом, единство всех видов электричества и их способность превращаться в магнетизм, теплоту и химические силы были доказаны. По существу это было доказательство закона сохранения энергии, но Фарадей говорил только о единстве физических сил.

Оставался еще один вид «сил», в который не переходило электричество, – сила света. Во времена Фарадея не было установлено никакой связи между электрическими и оптическими явлениями. Но Фарадей не теряет надежды найти эту связь и превратить свет в электричество. Он долго работает в этом направлении и открывает магнитное вращение плоскости поляризации света. Далее ученый делает последний шаг – он ищет связь магнетизма даже с тяготением. В XXIII серии своих «Экспериментальных исследований по электричеству» - он пишет: «Еще немного лет тому назад магнетизм был для нас темной силой, действовавшей на очень немногие тела; теперь же мы знаем, что он действует на все тела и находится в самой тесной связи с электричеством, теплотой, химическим действием, со светом. При таком положении вещей мы чувствуем живую потребность продолжать наши работы, воодушевляемые надеждой привести магнетизм в связь даже с тяготением».

Фарадей делает некоторые опыты в этом направлении, но получает отрицательный результат. Только много позже, в начале XX века, когда доказали, что свет представляет собой электромагнитные волны, и из теории относительности Эйнштейна вывели следствие об отклонении луча света в поле гравитации, было экспериментально найдено взаимодействие между светом и тяготением.

6 декабря 1845 года Фарадей представил Королевскому обществу доклад «О магнитном состоянии всякого вещества», в котором изложил открытое им явление диамагнетизма, заключающееся в том, что магнитный полюс отталкивает некоторые вещества. До этого в науке все тела разделяли на два класса – одни притягивались магнитом, на другие магнит не оказывал никакого воздействия. Благодаря тому, что Фарадей в своих опытах применял очень сильные магниты, он обнаружил, что магнит действует на все тела. Некоторые из этих тел притягиваются к магниту. Ученый назвал такие тела магнитными. В настоящее время их называют парамагнитными. Остальные же тела отталкиваются от магнита. Сила отталкивания их очень мала, и ее можно обнаружить только сильными электромагнитами. Эти тела Фарадей назвал диамагнитными.

Открытое Фарадеем явление диамагнетизма играет большую роль в объяснении свойств и строения молекул вещества.

Кроме рассмотренных выше фундаментальных открытий Фарадея, нужно отметить также и его заслуги в области развития физической терминологии. Термины: электролит, электролиз, анод, катод, ион, катион, анион, электрод, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм, электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, экстраток и многие другие – введены в физику Фарадеем и навсегда останутся в ней.

Последователь Фарадея, давший математическое оформление научным трудам великого ученого и создавший на их основании электромагнитную теорию света, Максвелл дал такой отзыв о Фарадее и его научном творчестве: «Мы прежде всего рассматриваем Фарадея как наиболее полезный и одновременно наиболее благородный тип ученого... Нужно надеяться, что его благородная, простая, лишенная драматизма жизнь будет так же долго жить в памяти людей, как и обессмертившие его имя открытия». А русский физик Столетов так писал о Фарадее: «Никогда со времен Галилея свет не видал стольких поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, II едва ли скоро увидит другого Фарадея...»

Services

Schedule

Social networks

Facebook
YouTube
© 2006-2024 Інформація про сайт